"Как выжить в триатлоне" или "голова ногам покоя не дает"
Ironman 70.3 Zell-am-See 2014
70 дней подготовки к Ironman 70.3. или как научиться плавать и крутить педали за одно лето!
Стоит только попробовать, и не успеешь заметить, как уже готовишься к своему первому старту серии Ironman. Так получилось и со мной.
Все мои друзья давно уже записали меня в будущие триатлеты и всем казалось, что как бы я ни сопротивлялась, мое увлечение триатлоном - это неизбежно и вопрос времени. Я же долгое время была убеждена, что со мной такого безумия точно не случится. Всегда с восхищением относилась к любителям триатлона, но для меня этот вид спорта казался чем-то за гранью моих возможностей. Боялась воды, никогда не занималась плаванием и максимум на что была способна - это проплыть метров 50 брассом и сразу же плыть к берегу, в бассейне 25 метров без остановки казались уже подвигом. Разницы между стилями в плавании я также не знала, кролем плавать никогда не пробовала. Желания учиться плавать не было, и особой любви к водной стихии я также не испытывала. Плавание было основным стоп-фактором на пути к триатлону.
С шоссейным велосипедом оказалось, что все не намного проще. Я всегда боялась скорости, научилась ездить на обычном велосипеде уже в подростковом возрасте, а сама мысль: выезжать тренироваться на шоссе, - казалась полным безумием. Да и терять в беге я была не готова, а, как известно, занимаясь триатлоном, очень сложно сохранить скорость в беге, когда 2 другие дисциплины на «0» уровне. Да и мне казалось, что на технике любители триатлеты не делают особого акцента, а для меня совершенствование в беге - приоритет №1.
Поездка на Майорку в мае 2014 года полностью изменила мои планы на лето.
На Майорке я продолжала готовиться к основному старту года - Сomrades (отчет тут), но приехать на «Остров Триатлона» и не попробовать шоссейный велосипед было бы глупо. Взяли в прокат Canyon, и уже на следующий день в полном оцепенении и в состоянии паники я ехала по шоссе. С первой тренировкой длиною в 30-40 км я успешно справилась, но ехала в кроссовках и не быстро. Спустя день-два, мы нашли безопасную дорогу с минимальным трафиком и стали учить меня встегиваться, трогаться, выстегиваться и останавливаться.
За майские праздники максимальное расстояние, которое я проезжала на шоссейном велосипеде за тренировку - около 65-70 км. Самой сложной тренировкой - был брик: 70 км велик + вбегание в гору Саколобра 9 км вверх с набором около 700 метров и столько же вниз. К слову, подъем занял почти час, спуск был побыстрее, но нагрузка на ноги при спуске была тоже значительной.
Вернувшись с Майорки под впечатлением от атмосферы триатлона, я стала задумываться: а может быть попробовать?! И, как всегда, меня посетила безумная мысль: а что если попробовать сразу половинку Ironman 70.3 Zell-am-see 31 августа, куда я и так еду в качестве болельщика. Несколько недель я жила с этой мыслью и продолжала только бегать, готовясь к ультрамарафону Comrades, на котором я финишировала 1 июня. Спустя неделю-две после Comrades я решительно зарегистрировалась на Ironman в Австрии и начала заниматься с тренером по плаванию и шоссейному велосипеду. С тренерами посоветоваться я забыла, и о моем желании научиться этим 2-м дисциплинам за чуть более чем 2 месяца они узнали уже постфактум, после подтверждения регистрации. Честно говоря, особого оптимизма с их стороны не было. Скорее они были уверены, что это невозможно. Какое-то время ушло на то, чтобы они это приняли и поняли, что я не шучу. )
На лето я забыла о беговых стартах на результат, бега в планах подготовки было мало - все время уходило на плавание и велик. Кроме того, восстановление после Comrades оказалось не быстрым процессом, и заняло около 2-х месяцев. Моей же задачей было финишировать на Ironman 31 августа.
Начались тренировки в бассейне - первые 25 метров кролем, первые 50, 100 метров... - мои первые этапы на пути к цели выглядели именно так! Самый пик и прогресс в плавании и шоссейнике пришелся на август. Несколько тренировок в открытой воде в гидрокостюме, первые и единственные 1000 метров в бассейне без остановки. Это все, что я могла успеть за такой короткий промежуток времени. Спасибо тренеру, который верил, несмотря на то, что все говорило о том, что мой первый старт в триатлоне имеет все шансы закончиться, не успев начаться. Я боялась, что не смогу даже зайти в воду из-за паники, которая неминуемо меня охватит, так как у меня не было возможности попробовать принять участие в спринте или олимпийке перед моей первой половинкой.
Шоссейный велосипед весь июль я тренировала на станке или же на более-менее безопасной дороге Крестовского острова, наматывая круги по 4-5 км, и только в августе, когда количество дней до старта стало сокращаться с космической скоростью, я решилась выехать на шоссе. Тренировали холмы в Токсово (за городом в Санкт-Петербурге это самое оптимальное место для тренировок по рельефу, но опасное, так как трафик очень высокий, дороги плохие и узкие). Со временем я решилась выехать на шоссе по направлению в Сестрорецк, где скорости машин еще выше, но дороги лучше. Были и пара особо экстремальных тренировок: два часа против штормового ветра у Финского залива и тренировка в проливной дождь и холод, когда видимость приближалась к «0», а прекратить тренировку было невозможно, так как чтобы этот ужас закончился, нужно было добраться до машины. Думаю, что эти испытания сильно помогли мне - они были накануне старта в Австрии. Не было бы у меня этого опыта - если не на плавании, то на велике, после 13 км непрерывного подъема и перед спуском вниз, в дождь и холод, страх не позволил бы мне продолжить гонку.
Гонка
За несколько дней до старта мы прилетели в Австрию. Чем ближе старт, тем сильнее я переживала. Мое беспокойство было связано с тем, что велосипед, на котором планировалось, что я буду участвовать в гонке, еще не был готов к старту - нам предстояло заменить колеса на Zipp, поменять резину, проверить тормоза - во время спусков тормоза быстро перегревались и тормозили плохо. И главная причина нарастающего беспокойства была связана с рельефом велоэтапа. Многим известно, что в предыдущие годы старт Zell-am-see 70.3 считался оптимальным для новичков, так как особых подвохов и сложностей на дистанции не было, но в 2015 г. на этой трассе пройдет ЧМ, и в 2014 организаторы решили усложнить вело-этап, добавив перчинки в виде подъема длиною 13 км и последующего крутого спуска с поворотами на 180 градусов и уклоном 15% на первых двух километрах.
Проехав маршрут на машине, руководствуясь рекомендациями тренера и здравым смыслом, зная о моих страхах, мы приняли решение, что тренировочных спусков и подъемов у меня не будет, иначе я не решусь это повторить.
1 день до старта
Легкая пробежка вместо тренировки в озере: протестировать плавательный этап мне не удалось, так как незадолго до поездки в Австрию плавание в холодной воде в Питере закончилось переохлаждением, и рисковать было нельзя. Подготовка велосипеда, сдача вещей и велика в транзитку. Казалось, что все это происходит не со мной и завтра я так и останусь в роли болельщика.
Прогноз дождя на день старта 99%. Местные жители уверяли, что дождь начнется спустя пару часов после начала гонки, а это означало, что спуститься с горы до его начала я не успею, но надежда оставалась…
31 августа - день старта
Ранний подъем, пешая прогулка до старта и вот я уже стою в гидрокостюме, дрожа от холода и еще больше от страха.
Стартовали волнами - женщины последние, что означало, что с моим уровнем плавания, на велоэтапе я буду грустить первые километров 20, догоняя более опытных участников.
Одна за другой группы стартовали, и вот я уже стою у входа в ледяную воду (около 17 градусов). Я не знала, что меня ждет на плавательном этапе, даже примерно не могла представить, с какими ощущениями столкнусь. В воде я постаралась сместиться в край с правой стороны, где было меньше всего участников - эта траектория самая невыгодная, и медленных пловцов там большинство. С первых метров я поняла, что не могу дышать в воду, пульс поднялся, всем мешаю… Отпустила толпу и стала пытаться хоть как-то двигаться и успокоиться. Таким стилем я еще не плавала… Это было сложно назвать даже брасом, какой-то микс всего что я знала и не знала, я пыталась привыкнуть к воде, стабилизировать дыхание, но все попытки перейти на стабильное плавание хоть в каком-нибудь стиле, заканчивались провалом. То я плыла брасом, то кролем. Пару раз, опустив голову в воду, от холода и волнения не могла продолжать дышать, останавливалась, оглядывалась назад и видела, что я еще не последняя, но шансы выйти из воды последней, возрастали с каждой минутой. Смотрела по сторонам, кругом лодки со спасателями, которые так и манят, и на моих глазах были те, кто не устоял от их притяжения. Кое-как я барахталась метров 600-700 и только после первого буя я договорилась с собой, успокоив, что мне никто не мешает, вокруг мало пловцов, я нагоню всех на вело и беговом этапе и что, раз уж я даже с таким провальным плаванием не в числе самых последних, надо плыть, как бы тяжело и страшно не было. Оставшиеся примерно 1300 метров плыла кролем. Ориентироваться в воде было тяжело, уровень пловцов вокруг +/- такой же, как у меня, поэтому все мы мешали друг другу. Но я начала обгонять одного за другим участников, и это придавало мне сил, и я очень быстро стала приближаться к финишу первого этапа. Я переживала, что могу не уложиться в лимит.Garmin на первый этап не одевала. Плавание 00:51:50.
И вот я уже бегу к немноголюдной транзитке, быстро нахожу свой мешок с вело-вещами, неспешно и последовательно переодеваюсь, съедаю гель, пью и бегу за велосипедом. По совету тренера сразу же одела легкую ветровку, так как на горе и особенно спуске обещали, что будет очень бодро, а сходить из-за переохлаждения в планах не было. На первых же километрах понимаю, что держать плановый темп не выходит, голову не покидают мысли о предстоящем спуске, подсознательно экономлю силы. Конечно я думала и о подъеме, но в меньшей степени, так как меня не волновало то, сколько времени я на нем потеряю и что буду подниматься медленно, а волновало - смогу ли я решиться спуститься, и обойдется ли это все без травм.
Первые 20 км до начала подъема и весь подъем я обгоняла большинство участников, которых удалось нагнать после плавания. За километров 5 до начала подъема на большой поляне я увидела картину, которая точно не придает сил и уверенности, а скорее добавляет переживаний, которые и так уже полностью управляли моими мыслями. На поляне стояло несколько скорых, реанимация и вертолет со спасателями. Стало ясно, что где-то недалеко от этого места случилось падение, и на скорой велосипедиста отвезли в это место, чтобы его мог забрать вертолет. Помимо этого случая, постоянно проезжали машины скорой помощи и врачи на мотоциклах в сторону подъема/спуска…Трасса очень опасная и аварийная, я понимала, что удача и моя собранность - только и то и другое вместе - способны мне помочь.
Первые 11 км подъема прошли незаметно, поднималась не быстро, но все равно умудрялась многих обгонять, скорее даже всех кто встречался на пути. Но заключительные пару км, где уклон стал куда серьезнее – 14%, я уже не выглядела так уверенно на фоне остальных участников. Кое-как я добралась до вершины, начался дождь, стало очень холодно. Так холодно, как может быть только на высоте 700 метров над уровнем моря под проливным дождем, да еще и с до костей пронизывающим на скорости ветром. Меня колотило так, что я уже почти не чувствовала пальцы на руках и ногах. На вершине горы приветствовали немногочисленные болельщики, стойко переносившие непростые погодные условия. Спасибо им! У меня было 2 варианта: на этом небольшом выполаживании отдохнуть, набраться сил и спускаться вниз, либо ехать без остановки. Зная себя и понимая, что остановившись, я быстро замерзну, и паника не позволит продолжить, я продолжила гонку без остановки и стала медленно-медленно приближаться, как тогда мне казалось, к «обрыву»…
Я подъехала к пику горы и увидела, что впереди сразу же начинается сильный спуск с 15% уклоном и был виден первый резкий поворот на 180 градусов. Самые опасные - первые повороты на спуске. У меня за спиной еще пару велосипедистов нерешительно приближались ко мне и ждали, когда я начну спускаться. И вот я уже еду со спуска и понимаю, что остановиться и передохнуть в ближайшие пару км невозможно, и мне нужно справиться с управлением. Я чередовала задний и передний тормоз, чтобы они не перегревались, но скорости (как потом я увидела по треку гармина) для меня и на таком спуске были запредельно высокими, я летела со скоростью выше 55 км в час (макс.), на самых опасных поворотах мне с трудом хватило радиуса чтобы совершить маневр, я обгоняла всех на этом тревожном спуске со свистом. И вот я приближаюсь к группе из 4-х велосипедистов, которые едут +/- в одном темпе в линию, и мои тормоза не позволяют снизить скорость на этой прямой со спуска. Я не помню, что я кричала, но двое меня услышали, успели отъехать чуть в сторону и, пролетев мимо них, я потеряла управление велосипедом и его стало «закладывать» то влево, то вправо. Каким-то чудом я выровняла велик, справилась с тремором в руках и стабилизировала положение ног. Откуда такая сила воли и борьба в абсолютно безнадежной ситуации - я до сих пор не понимаю. Дальше начался менее крутой спуск, пошел сильный дождь. Несколько минут вокруг не было никого из участников, и я продолжала крутить педали с одной мыслью: после такого не финишировать сегодня точно невозможно, и уже не будет ничего, что может испугать и остановить меня. Через несколько минут меня нагнала группа, которая на вершине вовремя расступилась. Несколько велосипедистов спросили, в порядке ли я и могу ли продолжать гонку, и, убедившись, что сдаваться я не собираюсь, стали бодро удаляться от меня. Я же ехала не так быстро, как можно было бы на этом скоростном и довольно комфортном спуске, так как капитально замерзла. Когда спуск закончился, и мы начали ехать по населенным пунктам, я без конца вспоминала слова Максима, который незадолго до старта произнес: «Не бойся, а если будет страшно, то вспомни, что я за тобой наблюдаю и я рядом всю гонку». Меня и правда спасло чудо: такое чувство, что когда велосипед уже летел в бок от того, что на скорости я не справлялась с управлением, какая-то сила извне помогала мне вернуть его в обратное положение и продолжать ехать. На второй половине велоэтапа я уверенно ехала, обгоняя многих в горку, чуть теряя с небольших спусков, ни разу не остановившись, свободно питаясь на ходу. Время 03:42:29.
До Австрии расстояние в 90 км я проезжала лишь один раз в Выборге, когда участвовала в эстафете, и тогда после велика я не могла ступить и шагу. Сейчас же я потихоньку, но бежала в транзитку чтобы скорее выйти на беговой этап и впервые ощутить, каково это - бежать полумарафон после двух километров плавания и 90 километров на велосипеде.
И вот я выбегаю на набережную и сразу же понимаю, что мне вполне комфортно, и главное - не стараться бежать быстро, так как рекорды я не бью, а задача одна - это финиш на первой гонке триатлона без травм и беговой этап без остановок в ровном темпе. Все 21 км мой темп был почти одинаковый - средний темп на гармине не менялся. Беговой этап состоял из нескольких кругов вдоль набережной и навстречу мне бежали многие мои знакомые, которых я была рада видеть, но с завистью было сложно справиться - у всех участников на руках цветные резинки, по которым можно определить сколько кругов уже позади и, безусловно, все знакомые ребята были уже на пути к финишу, а мне предстояло еще пару кругов медитативного и осторожного бега. Но время пролетело, и вот меня уже приветствует ведущий со словами: «И почему же все девушки улыбаются на финише?!»). Не знаю как все, но я на финише самых сложных гонок, улыбаюсь Всегда!
Бег 01:49:30.
Итоговое время 06:37:49. Гордость и радость переполняли меня после финиша, и мы еще обязательно увидимся на стартах половинок Ironman. ) Финишировала на Ironman Zell-am-see я 31 августа и сразу же начала подготовку к своему 6 марафону, и, как позже выяснится, рекордному. Спустя 4 недели я пробежала марафон в Берлине, о котором я расскажу совсем скоро.